«История моего города. Петровск. Вторая половина XIX – начало XX века»

В эти дни наша столица отмечает свой скромный юбилей: 160 лет назад, 24 октября 1857 г. укрепление Петровское в 1857 г. было преобразовано в город.

В связи с этим в Махачкале проходят многочисленные мероприятия. Одно из них - фотодокументальный проект «История моего города. Петровск. Вторая половина XIX – начало XX века» в выставочном зале Театра поэзии - посетили студенты первого курса вместе со своим преподавателем Алиевой Ажайбике Ханапиевной. Ее дополнения и комментарии к представленным фотографиям сделали нашу экскурсию интереснее и   породили желание пройтись по улицам старого города – той его части, что представлена на фотографиях. Прекрасным октябрьским днем мы продолжили знакомство с историей города, прогулявшись по первым улицам города вместе с преподавателем Алиевой А.Х. и куратором Багиловой З.М.

Начало городу было положено в 1844 г., когда  на горе Анжи-Арка было заложено военное укрепление. За капитальными крепостными стенами разместился ряд зданий, в том числе казармы и госпиталь. Сейчас на этом месте находится СИЗО.

В апреле 1852 г. при Петровской крепости начал действовать маяк. Первая постройка маяка оказалась неудачной, и в 1866 г. был построен новый маяк, который стоит до сих пор и является символом города.

Рядом с крепостью были заложены первые кварталы форштадта, состоявшие из 30 домиков, занятых семейными офицерами и некоторыми торговцами. Мы заглянули во двор одного из таких домов.

В Петровске первоначально было всего четыре улицы: Барятинская (Буйнакская), Садовая-Маркова (ныне Даниялова), Соборная (Оскара), Базарная (Пушкина). Пройдясь по этим улицам, мы обнаружили настоящее чудо - знаменитый "дом с атлантами" на Даниялова, 33. Ныне в нем находится Дагестанский объединенный исторический и архитектурный музей.

В 1859 г. Министерство путей сообщения объявило конкурс на лучший проект порта на Каспии. Лучшим был признан проект военного инженера А.Д. Фалькенгагена. Непосредственно строительство гавани началось 1 апреля 1861 г., а 19 ноября 1870 года пушечные выстрелы возвестили об открытии порта на Каспии.

В 1891 года было начато строительство Петровской линии – от станции Беслан, через Грозный до Петровска.  Движение на участке железной дороги от реки Сулак до Петровска было официально открыто 17 мая 1894 года.  В 1896 году на станции Порт-Петровск было открыто 2-этажное каменное здание железнодорожного вокзала, прослужившее до начала 1970-х годов. Наша познавательная прогулка завершилась на Привокзальной площади города, одной из  достопримечательностей которой является водонапорная башня конца XIX - нач. XX в.